Строительство небоскребов: за и против Печать
Автор: Светлана ЛОБАНОВА   

Строительство небоскребов: за и против

Светлана ЛОБАНОВА

НебоскребАрхитектурный престиж разных стран и городов сегодня измеряются не только новыми идеями и концепциями, но и количественными параметрами. Например, соревнование на самое высокое здание в мире оказалось настолько увлекательным, что вот уже несколько десятилетий в нем участвуют государства со всех континентов (кроме Антарктиды, разумеется). Небоскребы становятся визитной карточкой городов и символом могущества той или иной страны. Да что там визитные карточки — небоскребы настолько прочно завоевали определенную нишу в архитектуре, что обойти их вниманием просто не возможно.

История строительства небоскребов

Небоскребы как явление в архитектуре родились более 100 лет назад. Родиной высотных зданий по праву считаются США. Идея строительства небоскребов, будоражившая умы архитекторов во 2-й половине XIX века, впервые воплотилась на практике именно в Соединенных Штатах. Сооружение небоскребов было вызвано объективными причинами — стремительной урбанизацией, удорожанием городских земель и, как следствие, возросшим числом спекуляций с земельными участками. Инвестор мог извлечь максимальную прибыль из приобретенного участка земли, только «нарастив» здание в высоту. К счастью, развитие инженерной мысли, ознаменовавшееся изобретением стальных каркасных конструкций и пассажирских лифтов, позволило решить эту задачу. Сегодня это кажется смешным, но в 70–80-х годах XIX века небоскребом считалось любое здание высотой от 8 до 10 этажей. Десятилетием позже планка высоты небоскребов поднялась до 12 этажей. Архитектура небоскребов в те времена мало напоминала сегодняшних гигантов из стекла и бетона. Архитекторы пытались переносить на облик небоскребов традиционные архитектурные приемы — облицовку фасадов плитами из натурального камня, использование портиков, колоннад и т. д. Небоскребы конца XIX века зачастую имели башнеобразное завершение, навеянное историческими мотивами. Одной из наиболее характерных построек такого типа можно считать небоскреб Park Row Building в Нью-Йорке, спроектированный Робертом Робертсоном в 1896–1899 годах. Многие другие первые небоскребы, построенные в это время, не сохранились до наших дней, т.к. были снесены и заменены более прогрессивными сооружениями.

Завоевание мира: кто же самый-самый?

«Настоящие» небоскребы в их современном понимании появились позднее. Например, 102-этажный небоскреб Empire State Building, построенный в начале 30-х годов в Нью-Йорке, 109-этажное здание фирмы «Сирс и Робак», возведенное в 1970–1974 годах в Чикаго. Подобные объекты уже стали хрестоматийными примерами. Изменилась не только этажность, но и внешний облик небоскребов. К середине 60-х годов широкое распространение получили высотные здания, выполненные в форме гладкой стеклянной призмы, без какого бы то ни было излишнего декора. С постепенным наполнением крупных городов стандартными небоскребами-призмами возник спрос на более сложные и неординарные архитектурные решения. Так появился 282-метровый небоскреб в Хьюстоне, спроектированный в 1981 году архитектором Хельмутом Жаном в стиле арт-деко, и прочие претенциозные сооружения. Стоит отметить еще один любопытный нюанс. Модным стало завершать небоскребы остроконечными шпилями, что продиктовано не столько соображениями архитектурной эстетики, сколько желанием авторов проектов и инвесторов побить рекорд высотности здания за счет немассивных завершающих элементов. Со временем география небоскребного строительства существенно расширилась. Иметь свои дома-башни захотели многие большие города мира. Вслед за Америкой свои небоскребы стали строить в Европе. Ярким примером в этой области может служить знаменитый небоскреб во Франкфурте-на-Майне, воздвигнутый по проекту Нормана Фостера. Настоящий бум небоскребного строительства в настоящее время наблюдается в Восточной и Юго-Восточной Азии. Вслед за Японией своими небоскребами обзавелись Гонконг, Малайзия, Южная Корея. Не остались в стороне и арабские страны. Так, в столице ОАЭ Дубаи построен комплекс гостиниц, включающий в себя здание высотой 321 м, которое является на сегодняшний день самым высоким отелем в мире. В 126-этажном небоскребе размещены 600 гостиничных номеров общей площадью 500 кв.м. Образ сооружения ассоциируется с парусом корабля. Здание является хорошим ориентиром с моря, выделяющимся на фоне всей прибрежной застройки. Небоскреб в Дубаи был возведен на искусственном острове. Гигантское сооружение покоится на фундаменте, включающем в себя 450 железобетонных свай, заглубленных в грунт на 50 м.

Проблемы эксплуатации небоскребов

Поскольку к настоящему времени человечество уже накопило достаточный опыт строительства и эксплуатации небоскребов, специалистами выявлены и основные проблемы, сопровождающие «гонки по вертикали». Например, выяснилось, что небоскребы чрезвычайно подвержены ветровым нагрузкам. Для того, чтобы верхние этажи зданий в буквальном смысле не ходили ходуном, требуются серьезные конструктивные меры. Строительство небоскребов потребовало и индивидуального подхода к проблеме эвакуации людей из здания в экстремальных случаях. Эвакуация через лестничные клетки потеряла всякий смысл. Эвакуация посредством лифтов потребовала разработки дополнительных противоаварийных систем безопасности. Сегодня проблема эвакуации людей из небоскребов имеет множество вариантов решения, вплоть до таких экстравагантных, как использование специальных «трамплинов» из ткани, практикуемых в некоторых городах Японии. Впрочем, технические и эксплуатационные трудности — не самое страшное, что сопровождает жизнь над облаками. По мнению многих специалистов, гораздо более серьезную опасность представляют проблемы психологического характера, возникающие перед людьми, много времени проводящими «над облаками». Как отмечают психологи, вынужденный отрыв от земли, нарушение привычного масштаба человеческого мировосприятия, абстрагирование от реальной окружающей среды оказывают отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и психику человека. Особенно негативно «жизнь над облаками» сказывается на детях и людях преклонного возраста, которые из-за своей оторванности от земли, двора лишаются необходимых контактов со сверстниками и выпадают из круговорота социального общения. Современная архитектура пытается решить и эти проблемы. Так, в небоскребе, построенном по проекту Нормана Фостера, весь объем здания по вертикали расчленен на блоки по 6 этажей. Каждый из блоков имеет внутренний дворик с зимним садом, отделенный перекрытиями от верхних и нижних блоков. Таким образом, у человека, созерцающего искусственно созданный уголок природы в зимнем саду, создается впечатление обычного масштаба и привычного природного окружения. Концепция «очеловечивания» жилой или рабочей среды в небоскребах находит свое отражение и в других проектах, где большое значение уделяется созданию идеального микроклимата и комфортных психологических условий для нахождения человека.

Небоскребы на «некапиталистической» территории

Как известно, в СССР небоскребы долгое время считались одним из характерных атрибутов «их мира, их образа жизни». Поэтому небоскребы как архитектурное явление преподносились с некоторой негативной окраской. Хотя утверждать, что Советский Союз и другие социалистические страны изначально отказывались от участия в «гонке по вертикали», было бы не совсем верно. Знаменитые сталинские высотки в Москве можно считать своеобразным и отнюдь не неудачным примером небоскребов по-советски. Постройки более поздних лет, такие, как, например, здание СЭВ в Москве, подтвердили интерес советских архитекторов к высотному строительству. Сегодня интерес к небоскребам в бывших социалистических странах велик, как никогда. Приобщиться с их помощью к достижениям западной цивилизации становится популярной идеей. Свои небоскребы, пусть не такие высокие, как в США и Юго-Восточной Азии, построены в бывшей ГДР, Польше и т.д. А что же в Беларуси? Строительство небоскребов как идея в нашей стране также находит поддержку и понимание архитекторов. Однако до воплощения этой идеи на практике, по всей видимости, пока еще далеко. Небоскребы стали довольно частым явлением в студенческом проектировании, в конкурсных проектах. Есть разработки, выполненные на более серьезном уровне. Так, например, в мастерской архитектора Гречина разработан проект бизнес-центра на пересечении улицы Голубева и проспекта Дзержинского, включающий в себя небоскреб, который благодаря своим масштабам и архитектурно-художественному решению вполне мог бы стать одним из символов белорусской столицы. Однако, несмотря на свои многочисленные достоинства, проект пока остается на бумаге. Сооружение небоскребов требует не только понимания со стороны общества и властей, но и огромных инвестиций. Поэтому вряд ли в обозримом будущем жители Беларуси смогут похвастаться сооружениями, способными конкурировать со знаменитыми американскими или японскими небоскребами. Жизнь белорусов над облаками временно отменяется…

Белорусская деловая газета